?

Log in

Previous Entry | Next Entry







Умань относится к числу древнейших городов Восточной Европы. Название Умани в известных нам письменных источниках встречается только в 1616 году, а о речке Уманке (Ума – в летописи) давшей название Умани, в первый раз упоминается в исторической хронике за 1497 год. И пребывание евреев на его территории насчитывает также не одно столетие. Свидетельствуют об этом не только упоминания в документах той эпохи, но и значительное число дошедших до нас памятников материальной культуры. Среди них синагоги, школы, другие общественные здания ХVІІІ-ХІХ веков, еврейские кладбища и отдельные захоронения (самые ранние из обнаруженных относятся к ХVІІ веку). К этому списку также относятся десятки книг, рукописей, предметов культа, синагогальное серебро и т.д.
История уманских евреев начинается с начала ХVІІ столетия, то есть со времен основания города. Но и до этого, еще раньше, евреи - купцы приезжали торговать на Уманщину. Евреи одиночки приезжали на Украину работать – врачи, аптекари, мастера разных ремесел, и некоторые из них приживались и оставались навсегда.
Возникновение Умани связано с деятельностью известного польского магната, старосты Брацлавского, Винницкого и Звенигородского Валенты – Александра Калиновского, который при покровительстве короля Сигизмунда ІІІ Ваза, в 1609 году основал и укрепил свои владения на землях Уманщины. Местечко расположилось на высоком и узком холме, окруженном речками Уманкой и Камянкой (при выборе территории для поселений в первую очередь учитывались требования обороны). Ниже усадьбы управляющего владелец селения, желавший превратить его в центр ремесла и торговли, разрешил селиться евреям.
Компактное еврейское поселение древней Умани располагалось в районе, который сейчас занимает завод «Мегомметр», а также вокруг нынешнего рынка. В соответствии с принципами европейского градостроительства и, в частности, с учетом высокой стоимости участков, примыкающих к торговым улицам и площадям, евреи размещали свои дома узкой стороной к улице; здесь находились помещения для торговли, мастерские, а жилые комнаты, постепенно пристраивались к ним, ‘‘вытягивали‘‘ здание далеко в глубь квартала.
В это время евреи в Умани составляли отдельную общину и имели свои молитвенные дома и синагоги. Кстати говоря, синагога – слово греческое, на иврите она называется бейт-кнесет, что означает «дом собрания». Община содержала школы для детей неимущих граждан, миквы (бассейны для ритуального омовения), благотворительные столовые для бедных, обеспечивала кошерный убой скота и птицы, предоставляла своим членам судебные, социальные, финансовые и ритуальные услуги.
Как везде в странах диаспоры (районах проживания евреев, кроме Израиля), евреи Умани селились преимущественно компактными массами и изолировано от коренного населения, что было причиной возникновения гетто. Речь идет о гетто, как районе поселения – отдельные улицы, целый квартал, в котором евреи жили обособлено от прочего городского населения.
В 1726 году Уманщина переходит во владение магната Франциска – Салезия Потоцкого. Чтобы привлечь сюда больше людей, а также заинтересовать местных и иностранных купцов завозить в Умань свои товары, Потоцкий предоставлял им на определенное время различные льготы и привилегии.
В Умани были организованы ярмарки и свободная торговля.
С 1760 года в Умани было введено магдебургское право. Это право предоставляло привилегии и самоуправление купцам и городским ремесленникам.
Здесь евреи жили вплоть до середины ХVІIІ века, когда в результате военных действий между поляками и восставшими казаками еврейская община Умани прекратила свое существование. Возрождается она в конце столетия, когда в местечке оживляется торговля и кустарные промыслы.
Именно с этим фактом связано завещание основателя брацлавской ветви хасидизма р. Нахмана похоронить его в Умани.
К 80-м годам ХVІІІ века Умань восстанавливается из руин и впоследствии становится значительным центром торговли, чему в немалой степени способствовала деловая активность местных евреев.
Конец XVIII века был знаменательным для Умани. В 1796 году ее владелец граф Станислав Щенсный (Феликс) Потоцкий в своем имении под Уманью разбил огромный парк, получившый название “Софиевка” на честь его жены Софии.
Этот уникальный памятник садово-парковой культуры стал украшением города, и слава о нем распространилась далеко за пределы края.
Умань второй половины ХVІІІ века – это уже типичное еврейское местечко: на 1797 год еврейская община насчитывает 1381 человек, при общем количестве населения – 1517.
Подобно другим еврейским местечкам большинство зданий Умани совмещали функции жилья, торговли и обслуживания. Иногда в плотном фронте застройки оставлялись узкие (1-3 метра) проходы, в перспективе которых неожиданно просматриваются живописные пейзажи противоположных берегов речек, окружающих ядро поселения. Интенсивность заселения заставляла изыскивать дополнительные возможности для размещения вспомогательных помещений. Так началось использование подземного пространства, которое постепенно охватило значительную территорию плато, возвышающегося над поймой р.Уманки.
Активное использование подземного пространства было обусловлено как соображениями обороны, так и необходимостью эффективного хозяйствования на небольших участках земли. Подземные сооружения тянулись от рыночной площади до нынешних улиц Советской, Восточной, Рафаила Черного и Октябрьской. Подземные ходы были многоярусными, с большим количеством переходов и галерей. Стены и своды галерей сооружались из кирпича, их высота достигала трех метров. Заканчивались подземные галереи большими помещениями.
Еврейский квартал Умани сформировался вокруг существующего сегодня базара, в пределах района между улицами Советской и Восточной. Здесь находились Верхняя Еврейская, Нижняя Еврейская, Грязная улицы, где проживало исключительно еврейское население Умани.
Именно в этом старинном районе Умани находится хоральная синагога, возведенная на рубеже ХVІІІ – ХІХ столетий. Ее местоположение и богатое архитектурное убранство свидетельствуют о большом влиянии и авторитете уманской еврейской общины.
Человек, который молился регулярно, обычно имел постоянное место в городской хоральной синагоге. Иметь персональное место в городской хоральной синагоге было одной из семейных еврейских традиций.
Это место покупалось семьей и принадлежало ей, переходя от отца к сыну, от сына к внуку... Каждый еврей старался иметь такое место, так как это было не только почетно, но и давало семье Божье благословение.
Королевские привилегии на сооружение синагог в Умани требовали, чтобы храм был приспособлен к обороне. Двухэтажная, монументальных форм башня этого сооружения имеет бойницы на обеих этажах и охраняла окружающее еврейское население от вражеских набегов.
Форма застройки синагоги пропорционально приближена к квадрату. Центральная часть здания представляет собой зал высотой три этажа. В главный зал синагоги входили с западной стороны через вестибюль, построенный как часть первичного сооружения. Пол вестибюля немного выше, чем основной зал храма, поэтому к нему нужно было спускаться двумя ступеньками (существует несколько объяснений символики этой разницы в высоте пола). По еврейским законам мужчины и женщины не молятся вместе – поэтому в синагоге есть отдельные входы для мужчин и женщин. Часть, предназначенная для женщин, находится на втором этаже. Особенность интерьера составляла бима – расположенная посредине главного зала на возвышении площадка под богатым покровом или балдахином, откуда читали верующим Тору – Моисеево Пятикнижие и произносили благословения. В центре южной стены основного зала помещался главнейший элемент святилища – алтарь, или Арон Гакодеш, - шкаф, в котором хранились свитки Святого Письма. Верующие молились, повернувшись на юг, по направлению в сторону Иерусалима. Над алтарем располагалось окно, свет от которого падал на молящихся. Алтарный шкаф был обычно искусно украшен резьбой по дереву.
В последующие десятилетия величественный центральный фасад с колоннадой с северной стороны и внутренние помещения подверглись изменениям.
В настоящее время монументальное здание бывшей городской хоральной синагоги используется как производственный корпус завода «Мегомметр».
Уже в 1848 году в городе было 18 тысяч евреев. Еврейский квартал Умани в эпоху раннего капитализма был обычным местом общего проживания единоверцев и не носил никаких признаков принудительного поселения. Более того, евреи Умани, поживающие в городе, подчинялись городским законам, власти и судам, но еще достаточно сильным было влияние власти кагальной общины (кагал – общинное автономное самоуправление). Кагал выполнял исключительно функции надзора за религиозным бытом, совершением обрядов, а также имел право применять к нарушителям различные наказания.
Евреи того времени уже носили одежду которая не отличала их от христианского населения города, полностью интегрировавшись во все сферы городской жизни. Подобно какому – либо другому человеческому коллективу, еврейская община Умани была, естественно, социально неоднородной массой. Она делилась на бедных и богатых, но относительно внешнего мира всегда выступала единым фронтом. Особенность поселения создавала атмосферу общности судьбы и взаимозависимости всех членов общины.
В древней Умани евреи жили в старой и новой частях города. Первое документальное упоминание о существовании Верхней Еврейской, Нижней Еврейской и Грязной улиц в Умани относится к 1861 году. На Верхней еврейской улице (сейчас территория завода «Мегомметр») старого города была синагога Брацлавских хасидов и малые молитвенные дома, миква, школа, магазины еврейских купцов и т.п.
В начале ХІХ века возле городской хоральной синагоги была построена новая синагога Брацлавских хасидов на месте старой, в которой проповедовал цадик Нахман Брацлавский. Был здесь, как положено в каждой синагоге Арон Гакодеш, в котором хранились свитки Торы, кафедра для кантора, перегородка между мужской и женской половинами зала. От этой синагоги, помнящей раввинов и цадиков не одного поколения, строились раньше еврейские кварталы, разбегались узкие улочки. При синагоге существовала бесплатная благотворительная столовая для неимущих и сирот, а также хедер (еврейская религиозная начальная школа для мальчиков).
В послереволюционные 20-е годы хедер при синагоге был ликвидирован, а в 1937 году новое
правительство конфисковало и синагогу, уничтожив все украшения и священный интерьер.
Здание бывшей хасидской синагоги стоит на террасе высокого правого берега речки Камянки и является уникальным памятником архитектуры.
В архитектурном оформлении присутствуют элементы раннего модерна. Фасады восхищают высокой техникой мастерства отделочных работ. Более полувека здание не используется по назначению. Теперь здесь цех завода «Мегомметр».
Извечной проблемой Умани было водоснабжение. Многие годы уманчане претерпевали лишения, связанные с нехваткой питьевой воды. Воду в Умани приходилось искать и добывать. В этой местности вода в теплое время года испаряется. Поэтому нужно было копать глубокие колодцы в поисках вод, скопившихся в грунтах. Присмотритесь внимательно к уманским дворам. В некоторых вы и сегодня найдете колодцы. В старой Умани их рыли также и на перекрестках улиц. В течение долгих лет колодцы были для жителей города почти единственным источником питьевой воды. Вода во многих городских колодцах содержала примеси вредных солей, была очень жесткой, овощи в ней не разваривались, чай не настаивался. Малопригодной была эта вода и для стирки белья, мытья головы. Как манны небесной уманчане ждали дождей.
Несколько лучшую воду брали из колодцев, вырытых в балке реки Уманки.
Длинной вереницей с утра до вечера от этой балки в город тянулись по нынешней улице Советской «валки» уманских водовозов. Медлительные волы, запряженные в огромные бочки, с большим трудом преодолевали крутой подъем от нынешней улицы Шолом-Алейхема до рыночной площади. Свистели кнуты, раздавались окрики «цоб-цобе».
Вскоре после основания города стало ясно, что только сооружение водопровода может разрешить проблему водоснабжения. Эта мысль не угасала на протяжении многих десятилетий. И только в конце XIX века эта проблема была решена. Однако, новый водопровод не мог полностью обеспечить город водой и на окраины воду еще долго доставляли бочками.
В конце ХIХ века Умань стала значительным торговым центром. В 1890 году была открыта железная дорога, соединяющая Умань с другими городами, что значительно оживило развитие местной промышленности и торговли. Торговые обороты города по тому времени были довольно значительные. В Умани ежегодно проходило до 12 ярмарок. Одна из них – июньская -продолжалась две недели. Ярмарки собирали много украинских, еврейских, русских и иностранных купцов, которые привозили сюда всевозможные товары. Товары уманские купцы закупали в Киеве, Бердичеве, Одессе, куда коммерсанты отправляли из Умани значительные партии пшеницы и других продуктов, скупаемых в окрестных имениях.
На рубеже ХІХ – ХХ веков местная еврейская община составляла более трети всех горожан (около 80%). Многие из евреев Умани заняли видное положение в торговле, промышленности, образовании. В застройке улицы Садовой сохранилось немало жилых домов, принадлежащих зажиточным евреям Умани. Особую архитектурную выразительность придают фасадам этих зданий ажурные металлические решетки, украшающие навесы над входами.
Многие элементы застройки центральных улиц Умани сохранили уютные галереи, опирающиеся на столбики, - характерную для еврейских местечек архитектурную форму того времени. Созданию неповторимого архитектурного колорита способствует использование дерева, штукатурки, черепицы и других местных материалов, а также органичная связь построек со сложным рельефом местности.
Это был период развития еврейского образования, и обучение детей было предметом особой заботы еврейской общины Умани.
В Умани еще до 1820 года была открыта общеобразовательная еврейская школа, одна из первых в Российской империи, основанная на мендельсоновских принципах. Это намного раньше, чем подобные школы были созданы в Одессе и Кишиневе. В школе кроме еврейского языка изучали немецкий и французский, арифметику, историю, географию.
Для еврейского населения существовало множество хедеров (начальных школ грамоты). Обучение в хедерах было обязательным для всех мальчиков в возрасте от шести и до тринадцати лет. В городе было такое количество хедеров, которые могли бы вместить всех учеников. Был еще хедер для бедных детей и сирот, который оплачивала община: эту школу называли ’’Талмуд – Тора’’ (ул. Пушкина). При Талмуд – Торе действовало ремесленное отделение.
Газета ’’Жизнь и искусство’’ напечатала такую корреспонденцию из Умани: ’’Наша Талмуд – Тора процветает в санитарном, гигиеническом и педагогическом отношении. Средства училища однако весьма скудны, и главным их источником, к сожалению, пока служат только частные пожертвования.’’
Обучением девочек занималось Общество содействия начальному и профессиональному образованию среди женского еврейского населения Умани. Общество содержало начальное женское училище 3-го разряда, в котором обучалось 150 девушек.
Существовало и Общество попечения о бедных сиротах - евреях Умани. ’’При обществе существует общежитие на 20 девочек - сирот,- писал современник,- кроме того, более 40 сирот обоего пола получают пособия одеждой и обувью, а равно деньгами на прокормление. Сироты обучаются чтению, письму и счету. При общежитии существует мастерская. Общежитие и мастерская помещаются в наемном доме по Безыменному переулку (сейчас ул. Инженерная)’’.
Для всех желающих была открыта Еврейская общественная библиотека. Среди еврейского населения огромным успехом пользовалась книга ’’Открытие Америки’’, которую Хаим Хайкель Гурвич из Умани перевел на иврит и на идиш. ’’Книга Гурвича, - писал современник, - была настолько популярна, что не было почти еврея, который бы не зачитывался ею. О женщинах и говорить нечего.… До появления этой книги весьма немногие из евреев знали о том, что существует в мире какая-то Америка’’.
И новое поколение - поколение, которому придется жить в страшном ХХ веке, учили и воспитывали также, как дедов и прадедов. Поэтому праздником для всего местечка было внесение Торы (Пятикнижье Моисея) в синагогу. А когда Тора падала с бима – возвышение для чтения Торы, опять-таки все местечко соблюдало продолжительный пост. И как встарь, по местечкам почти никогда не хоронили покойника в гробу, а после захода солнца на исходе недели жители готовились встречать Царицу Субботу.
К этому периоду относится частично сохранившаяся застройка еврейского района Умани (южная часть исторического центра города).
Комплексное представление о среде еврейского местечка дополняют частично сохранившиеся кладбища Умани.
В конце ХVІІІ века для еврейского кладбища был выделен участок в районе Турок (предместье Новая Умань), расположенном в восточной части города на высоком холме (на углу улиц Белинского и Пушкина), откуда открывается запоминающийся вид на хоральную синагогу и прилегающий к ней район.
На кладбище находится могила видного представителя хасидизма цадика Нахмана Брацлавского (1772-1810), основателя и духовного лидера движения Брацлавских хасидов.
Почему же тянет сюда тысячи людей со всей Земли? Многие, возможно, слышали о Нахмане Брацлавском, одном из величайших цадиков (праведников). Весьма благочестив был этот человек, а о мудрости его слагали легенды. Его ученики, которых было немало, издали несколько десятков книг мудрых изречений своего Ребе. Австрийский историк Хафбауэр писал, что каждый еврей за свою жизнь обязан посетить Иерусалим, Меджибож и Умань. Ребе Нахман считался великим хохемом (мудрецом). Со всей Украины стекались к нему евреи за советом. Многие из них становились его учениками и последователями. Рассеявшись по всему миру, несли они его мудрость.
После смерти цадика евреи ежегодно, на Рош ха-Шана (евр. Новый Год), съезжаются на его могилу и просят благополучия, здоровья, мира. В завещании ребе Нахмана сказано, что каждый, кто приедет к нему с просьбой, не останется без ответа. И пусть так и будет!
Пантеон – храм раби Нахмана построен в 1998 году на фундаменте существующего жилого дома. Здание кирпичное, оштукатурено, прямоугольной формы с фронтоном с западной стороны над могилой. Могила отделана гранитом темной породы.
На древнем кладбище уже нет надгробий. Территория бывшего еврейского кладбища обнесена
металлической оградой с решеткой в виде меноры (семисвечника).
Местными властями, на основании Указа Президента Украины от 7.06.1994г., создан историко-культурный центр Брацлавских хасидов, а также по заказу Всемирного совета Брацлавских хасидов здесь возведена одна из крупнейших в Европе синагог.
К концу ХІХ столетия еврейская община Умани стала ходатайствовать об отводе земли для нового кладбища. Перед Первой мировой войной оно занимало 5 га. Кладбище отличается не только большими размерами, но и огромным разнообразием форм надгробных памятников. Оно демонстрирует особенности местной школы изготовления и художественного оформления надгробий (мацев), в декоре которых искусно использовались не только резьба по камню, но и цвет. Множество ценных в художественном отношении надгробий, к сожалению, не сохранилось. Те же надгробные стелы, что уцелели, поражают красотой резного декора.
Кладбище давно уже закрыто, редко-редко сюда зайдут немногочисленные оставшиеся родственники, а в остальном – тишина и покой, как и должно быть в таком месте.
Старое еврейское кладбище – бесконечный мир камней-мацев. Эти надгробия – носители иудейских культурно-исторических традиций, давно забытый и не возрожденный обычай еврейского народа в диаспоре.
Они являются отражением эпохи и мировоззрения, служат ключом для понимания еврейской жизни в черте оседлости.
Архитектоника мацев – предельно лаконична, изображения же - настоящие послания из прошлого в будущее. Создавая памятники,мастер многое знал об умершем и запечатлевал это в камне.
Две горящие свечи на мацеве... Перед нами памятник благочестивой женщине, тщательно соблюдавшей ритуалы, возложенные на нее. Сломанное дерево жизни вызывает печаль по безвременно ушедшей добродетельной матери.
Наиболее многочисленны полутораметровые вертикальные надгробия из местного камня-ракушечника в виде дерева с обрубленным стволом и ветвями, символизирующего осиротевших детей.
На памятниках сложных форм – в их горизонтальной части – небольшие прямоугольные и овальные углубления. В них собирается дождевая вода, служа поилкой для птиц, которые поминают душу мертвых. В прямоугольные углубления еще высаживали цветы. Под такими надгробиями находили покой молодые девушки. Идеально сохранились эпитафии на иврите на надгробиях в виде прямоугольной плиты или плиты с овальным верхом.
Древние надгробия отличаются большими размерами, разнообразием форм и материалов, неповторимостью эпитафий, более тщательной обработкой камня. Знающие современный иврит легко читают и понимают эпитафии, проникая в давно забытый еврейский мир.
Глубокий смысл культовой символики, чеканная, изящная графика шрифта, оригинальные орнаменты – все вместе представляет образцы народного творчества, завещанные мастерами прошлого. Даже на одном кладбище можно увидеть образцы творчества различных школ камнерезов, представлявших национальную еврейскую культуру в нашем крае.
Время неумолимо, и от большого кладбища осталась только небольшая его часть, усеянная обломками разрушенных памятников и частично сохранившимися старыми могильными камнями.
К востоку от старого кладбища расположено новое (ул. Освободителей); оно начало функционировать с середины ХХ века. Благодаря заботе уманчан, а также пожертвованиям проживающих за рубежом выходцев из Умани, кладбище благоустроено, обнесено новой оградой.
В начале ХХ века количество синагог в Умани достигло 19-ти. В одних собирались коммерсанты, в других сапожники или портные. Каждый еврей искал себе не просто место для молитвы, но и для общения. Более того, деление шло и по социальному положению: состоятельные, средний класс и беднота, - все они молились в своих синагогах. Синагоги стали центрами религиозной, культурной и общественной жизни еврейской общины Умани.
По субботам приодетые, степенные, многие из тех, кого привыкли видеть изо дня в день или на Старом базаре, или в магазинах на улице Николаевской – уманском Крещатике (сейчас ул.Ленина), или тех, что торговали, или тех, что изготавливали конскую упряжь на Большой Фонтанной или Коммерческом переулке, шли они под руку со своими женами, всей семьей к синагогам – на том же Старом базаре, или на Инженерной улице, или в Коммерческом переулке (сейчас ул.Тельмана).
Украшением центральной части города является синагога ремесленников, построенная в конце ХІХ века по ул.Тельмана,19 (автор неизвестен). При синагоге действовал хедер, где большинство еврейских мальчиков получали исключительно религиозное образование. Их учили только читать молитвы и писать, к этому еще добавляли чтение Пятикнижия и Пророков, изучение Талмуда. Ученики находились в хедере с 9 утра до 5, а то и 7-8 часов вечера. По рассказам очевидцев, стоял невероятный шум: дети зубрили текст, не углубляясь в его содержание и стараясь перекричать друг друга. Иногда учитель – меламед, терял терпение и хлестал учеников розгами. Золотушная худосочность, близорукость, искривление позвоночника – обычные спутники учеников старого хедера.
Синагога расположена в исторической части города, на углу ул.Тельмана и пер.Телефонного. Здание синагоги имеет вид сравнительно скромного сооружения. Двухэтажное, со стороны входа и главным залом высотой два этажа, перекрыто шифером, прямоугольное в плане. Сейчас по первоначальному назначению не используется, теперь в этом здании спортивный клуб.
В послереволюционные 20-е годы хедеры при синагогах, Талмуд – Торы, не говоря уже о частных училищах, как центры еврейского воспитания и обучения были ликвидированы, а в последующие 30-е годы были закрыты и синагоги.
Накануне Первой мировой войны из 60 тысяч жителей города 35 тысяч были евреями.
В ближайших местечках Буках и Тальном большинство жителей также были евреями.
Еврейское население города в 1926 году составляло почти половину жителей.
До Второй мировой войны в Умани преобладало еврейское население, которое активно проявляло себя во многих сферах жизни города. Умань славилась евреями-ювелирами, сапожниками, портными, трудились целые династии евреев-врачей, адвокатов, учителей, преподавателей высших учебных заведений.
Вместе с представителями других национальностей евреи обеспечивали нормальную работу города, его жизнедеятельность и развитие.
На центральных улицах города до сегодняшнего дня сохранилось немало зданий, в архитектуре которых заметны черты традиционного еврейского жилища. Если внимательно присмотреться к домам, фасады которых формируют застройку центральных улиц, то можно увидеть таблички с надписями на иврите и углубления с правой стороны стен при входе, служившие для мезузы.
Умань характеризуется уникальной по своей целостности и сохранности исторической средой еврейского местечка. Среди ряда общественных зданий, сохранившихся в Умани, важнейшими памятниками еврейской материальной культуры являются бывшие школы, расположенные в центральной части города, закрытые советским режимом в 30-х годах. Это здания бывших еврейских средних школ по ул. Энгельса, 3 (средняя школа №8), по ул. Октябрьской, 18, по ул. Советской (школьный быткомбинат).
В Умани жили, учились и посвятили своему городу произведения выдающиеся украинские писатели Н. Бажан, А. Корнейчук, Ю. Смолич.
Город Умань дал миру и классиков еврейской литературы – Дика, Спектора, Браславика – поэта, сказочника, философа. Жил в Умани и Иван Юлианович (Израиль Юделевич) Кулик – писатель и политический деятель.
В память об И. Ю. Кулике в городе есть улица, названная его именем.
В Умани смогли увидеть свет многие произведения еврейской литературы на идиш.
С городом связана биография классика детской литературы Лейба Моисеевича Квитко, поэта и прозаика Хащевацкого Моисея Израилевича. В городе родились поэты Эзра Фининберг и Раиса Троянкер.
Уманчанином является и Григорий Исаакович Полянкер, книги которого широко известны и переведены на многие языки.
С Уманью связана биография и Давида Бергельсона, писавшего о жизни евреев России и создавшего ряд психологических романов.
В ХХ веке в жизни уманских евреев произошло немало трагических событий. Это и спровоцированные царским правительством погромы 1905 года, и погромы периода гражданской войны 1919 и 1921 годов.
Немало евреев-уманчан, видных писателей, не говоря уже о врачах, политиках и представителях многих других профессий, пали жертвами сталинских чисток тридцатых годов.
Во время Второй мировой войны Умань в течении двух с половиной лет была оккупирована немецкими войсками. Последствия оккупации были для евреев катастрофичны. С августа 1941 года жить евреям Умани позволялось только в отдельном районе города (базар с прилегающей территорией), который назывался “гетто’’.
Евреев принуждали носить желтые нашивки на груди и спине.
Весь ужас того существования усиливался тем, что обитателям гетто не давали еды. Поэтому люди были обречены на мучительную голодную смерть. Сначала меняли на еду все, что можно было обменять у людей, которые приходили к ограде. Но со временем менять уже было нечего.
В лагере умирало очень много узников.
Из всех, кто еще способен был стоять на ногах, немцы выбирали тех, кто, по их мнению, мог работать, и отправляли на ремонт дороги Винница – Кировоград, а также на каторжную работу в каменоломни.
Гетто, по сути, было тем же концлагерем для уничтожения ни в чем не повинных людей.
В этом квартале, огороженном колючей проволокой, евреи находились вплоть до страшной трагедии Сухого Яра. Десятки тысяч евреев Умани нашли здесь свою мученическую смерть лишь потому, что принадлежали к народу, обреченному фашистами на поголовное уничтожение.
Массовые убийства в Сухом Яру совпали с праздником Йом-Кипур, так называемым Судным днем. Считается, что в этот день Бог оценивает поведение людей и воздает им соответственно заслугам. Нацисты хотели, чтобы их кровавая бойня воспринималась как кара Божья за грехи еврейского народа перед арийцами. Сухой Яр был полигоном, где применялись пытки, которые потом использовались в лагерях смерти.
За годы оккупации в братских могилах города, которые находятся в Сухом Яру и в Собковском лесничестве, было расстреляно более 20 тысяч евреев не только из города Умани, но и из других населенных пунктов Уманского района. Эта впечатляющая цифра составляет 80 процентов от общего количества мирного населения Уманского района, погибшего в период Великой Отечественной войны.
Жители города Умань чтят память о погибших. Памятный знак в виде гранитного обелиска установлен в Сухом Яру в 1955 году. На памятнике мемориальная доска с надписью (на иврите):
«Вечная память.
Здесь покоится прах уманских евреев,
которые убиты осенью 1941 года в Умани.
Их более 12 тысяч на этом месте.
Пусть их души будут вечно связаны
с нашими жизнями.
Вечная память’’.
Ежегодно в конце сентября здесь проводится митинг памяти погибших.
На увековечение памяти погибших в Собковском лесничестве Уманского района, на месте трагедии,
2 ноября 2001 года возведен гранитный постамент. Места захоронений содержатся в порядке. Тяжелые воспоминания о драматических днях войны волнуют всех, и огонь свечей еще раз свидетельствует о том, что ничто из той страшной войны не забыто.
За последнение годы интернациональное лицо Умани заметно изменилось. Утратило неповторимый еврейский колорит.
В 1959 году всего 5% жителей города составляло еврейское население. В 1990 году из 91,1 тысячи населения евреев было 1,3 тысяч. Много евреев эмигрировало в Израиль, США, Германию, Австралию. Этот процес продолжается и сейчас, хотя значительно медленнее.
В разные времена приходили евреи на эти земли, разные события случались в их истории, большие расстояния отделяли их друг от друга, но один это народ, и одна вера, и один общий язык – иврит, на котором они молились, и один Бог, которому они служили – в радости и в горе. И как бы не сложилась в будущем судьба украинского еврейства (а прогнозы существуют диаметрально противоположные: от уверенности в динамичном возрождении еврейской культуры и религии, до утверждения, будто бы через два – три года обществам еврейской культуры не с кем будет работать), – все же Украина навсегда останется в сердцах миллионов евреев. Здесь корни известнейших хасидских семейств США и многих тысяч граждан государства Израиль. Евреи вложили в эту землю много труда, интеллекта, обильно окропили ее своей кровью. И стоит вспомнить, что выдающийся мыслитель раби Нахман из Брацлава, который еще в 1798 году смог посетить землю Израиля, все же завещал похоронить его в Умани.

Profile

zlobmora
calibrator41

Latest Month

March 2010
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow